Физика считается самой сложной дисциплиной в учебной программе, и не зря. В прошлом году каждый десятый школьник не смог получить положительный балл на ЕГЭ, при том что физика относится к предметам по выбору и сдают ее лишь те, кто уверен в своих силах. Средняя оценка по ней всегда самая низкая среди других предметов.
Одна из главных проблем в обучении - низкий уровень популяризации этого предмета, ученики попросту путаются в формулах, не представляя, что они в итоге изучают. Недавно в Уфе физику понять стало проще – в городе открылся музей занимательных наук «Интеллектус». Обычно в рубрике «Музеи нашего города» мы соблюдаем алфавитный принцип, но новые музеи открываются не каждый день, поэтому от данной традиции мы в этот раз отступаем.
Интеллектуальный бизнес
Музей - частный. Открыли его предприниматели Айрат Сайфуллин и Андрей Коршенков. На этапе бизнес-плана у компаньонов были разные варианты, в том числе и зоопарк, но от этой идеи в итоге отказались.
- У нас не так много знаний по биологии, и мы, наверное, не справились бы с дикими животными, а физику оба любим с детства, - говорит Айрат Сайфуллин. – Помню, что меня поражали кружки во Дворце пионеров. Там можно было научиться всему: мастерить самолетики, проводить опыты…
Идея музеев науки и техники не нова. Первым такое учреждение в 30-е годы прошлого века в Ленинграде создал Яков Перельман. Будучи лесоводом по профессии, он прославился на весь мир как популяризатор науки и автор словосочетания «научно-фантастическое». Цель Дома занимательных наук была показать посетителям физические эффекты в действии. После начала Великой Отечественной войны сотрудники музея ушли на фронт, а сама экспозиция погибла. В 80-е годы в США и странах Европы начался физический бум: музеи науки и техники появились практически во всех крупных городах. В России аналогичные учреждения есть в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Саратове и Челябинске.
Экспонаты наши предприниматели собирали девять месяцев. Вопреки их ожиданиям дело это оказалось нелегким.
- Российских учебных приборов в продаже практически нет, - рассказывает Айрат Сайфуллин. – Нас спасли американские и немецкие каталоги, где можно заказать все, что угодно. Их приборы бывают трех видов: школьные, для лабораторий и музейные. Последние, конечно, отличаются оригинальным дизайном, но и стоят слишком дорого, так что многие вещи мы делали сами. Обращались на мебельные фабрики и предприятия, занимающиеся производством изделий из металла. Когда озвучивали суть заказа, на нас смотрели с удивлением, мол, чего это вы. Но, узнав о замысле, все относились очень позитивно. Главная проблема в том, что при изготовлении таких вещей не скажешь так сразу, что получится, поэтому мы собирали макеты в натуральную величину, делали точные расчеты и уже потом заказывали предмет.
Сейчас в музее 60 экспонатов. В зале представлено только то, где физический эффект заметен и непрофессионалу. Здесь не используются экраны и проекторы, в основном экспонаты иллюстрируют эффекты из оптики, механики и электричества.
«Интеллектус» - не первый частный уфимский музей, но в отличие от предшественников, он открывался с нуля. Компаньоны за свой счет сделали экспонаты, арендовали помещение на третьем этаже торгового центра.
- Коммерческая сторона не на первом плане, но мы надеемся на окупаемость за счет входных билетов, - говорит Айрат Сайфуллин. - Тогда музей сможет развиваться.
Бизнесмены арендуют помещение на общих основаниях. Никаких льгот для них администрация комплекса не предусматривает. Налоги платят тоже на общих основаниях, никаких преференций для них нет. Предприниматели оговариваются, мол, возможно, какие-то послабления для тех, кто открывает образовательные проекты, и есть, но только им они неизвестны. Но пока создатели музея полны оптимизма: народ идет. К тому же у них есть еще сферический кинотеатр. Пока он установлен в холле музея, но теоретически его можно возить по республике и показывать детям звездное небо. Конкурентами планетария предприниматели себя не считают.
- Во-первых, в планетарии есть проектор звездного неба – очень точный и сложный прибор, у нас такого нет. Во-вторых, он позиционирует себя как учреждение больше научное, у нас же главная цель все-таки развлечь детей, - объясняет Айрат Сайфуллин.
Нарисовав песню
- У каждого звука есть рисунок, - утверждает Андрей Коршенков. Он проводит смычком по железной пластине, на которой рассыпан мел. Пластина приходит в движение, крупицы мела начинают перемещаться, но в определенном порядке. Несколько секунд - и перед нами рисунок, чем-то напоминающий знак бесконечности. – Этот эффект изучал немецкий физик Эрнст Хладни. Вообще-то фигур очень много, но у нас пока получается один рисунок. Уверен, если сюда зайдет как-нибудь профессиональный скрипач, он сможет изобразить много других фигур.
Хладни жил в XVIII веке и тогда же создал десятки вариантов звуковых рисунков, которые изучаются теперь в разделе физики – киматике. В это время не было машин, компьютеров, но люди в целом хотели того же самого, что и сейчас, например, зафиксировать свой образ. Фотографии еще не изобрели, а обратиться к художнику и заказать портрет позволить себе могли далеко не все. Тогда популярен был жанр силуэта. Делали его не на глазок, а с помощью специального прибора, основанного на теневой проекции. Герой садится на стул, сбоку от него установлена непрозрачная стена из бумаги или выкрашенного стекла. Когда на стену падает свет, выявляется силуэт, контур которого переводится на бумагу. Силуэт можно было уменьшить с помощью пантографа.
Этот прибор применялся и у нас в Доме печати. Он представляет собой четыре попарно параллельные линейки, соединенные между собой шарнирами, где есть дырочки. Вставив карандаш в один паз, можно сделать точную копию оригинального рисунка, в другой – уменьшенную или увеличенную. В инженерном и издательском деле пантографы применялись вплоть до начала эры ЭВМ.
Сейчас пантографы настолько забыты, что создателям музея пришлось заказывать этот простейший прибор в Сингапуре.
А вот китайская чаша с фонтанами стала уже постоянным атрибутом на различных эзотерических собраниях. Суть в том, чтобы потереть дно чаши, а потом взяться за ручки. Считается, что если к воде прикоснутся люди с чистой энергетикой, то на поверхности забьют фонтанчики. В музее такая чаша тоже есть, объяснение ее действия достаточно простое.
От трения стенки чаши начинают колебаться, и волны передаются от одной стенки до другой. Если тереть интенсивно, то амплитуда колебаний в определенных точках возрастает многократно и появляются стоячие волны – фонтанчики. Китайские мастера разместили по бокам чаши изображения фонтанов, и кажется, что стоячие волны появляются именно благодаря им, однако создатели музея уверяют: фонтан может возникнуть даже в простом алюминиевом тазу, правда, с чашей получается эстетичнее.
Еще можно почувствовать себя батарейкой, положив руки на медную и цинковую пластины. Приборы беспристрастно показывают прохождение электрического тока и реагируют на изменение пульса.
- Однажды к нам семейная пара пришла, муж положил руки на пластины, а жена его и спрашивает, где он вечером пропадал, так сразу показатели приборов стали зашкаливать, - смеется Андрей Коршенков. – Конечно, это не детектор лжи, но определенные вещи показать может.
Раскрывая фокусы
Каждый уважающий себя факир умеет распиливать напарниц. Как он это делает, показано в музее. На желто-синем уголке стоит стол, а на столе…голова. Ног и туловища, кажется, что нет, весь секрет в двух зеркалах, которые отражают стены, а владелец головы прячется в нише. Есть и экспонаты, иллюстрирующие школьную программу. Например, рычаг. Гиря весом в 32 килограмма висит на перекладине, а от нее отходит несколько канатов. Если потянуть ближайший к гире, то сдвинуть ее с места невозможно, а вот, взявшись за самый дальний, можно поднять груз одним пальцем.
В музее даже берут на себя смелость и воссоздают знаменитый треугольник. В колбе плавают игрушечные рыбки, а когда туда подается воздух, они идут на дно.
- По одной из версий то же самое происходит и в водах Бермудского треугольника. В воду попадает газ, и корабли тонут, - говорит Айрат Сайфуллин. Рыбки – отечественные, а стеклянную колбу пришлось заказывать в Германии.
Шарики, скатывающиеся в определенные желоба – объяснение теории относительности, ручка, сама рисующая хитрые рисунки – эффект, показывающий силу трения и сопротивления воздуха. 70-метровая труба, звук в которой пусть с долей секунды, но запаздывает. Рядом с каждым экспонатом имеются таблички, объясняющие смысл того или иного эффекта. В музей с интересом ходят и дети, и взрослые. Открыт он целый день, но и те и другие стараются попасть на экскурсию, поскольку без объяснений из курса физики суть экспонатов для большинства посетителей остается загадкой.
Уфимские ВЕДОМОСТИ. Музеи нашего города
Рита ЛЕСНАЯ. Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ.